Меня довольно часто спрашивают: «На чьей Вы стороне? Кого Вы защищаете: пациентов или медицинские организации?».
Отвечу откровенно: я ни на чьей стороне.
Не понимаю, почему вообще здесь должен быть выбор? Ведь пациент и медорганизация – не враги друг другу. В идеале между ними должны быть добросовестные партнерские отношения, в которых учитываются и уважаются права и обязанности каждого из участников.
Это если об идеале. На практике же не стоит забывать, что и врач, и руководитель медорганизации, и пациент – всего лишь люди. А люди бывают разными. И, соответственно, их намерения и поведение тоже бывают разными.
Есть врачи, непреднамеренно допускающие ошибки в своей работе, которые влекут за собой, в частности, недостижение результата лечения. Осознав это, они раскаиваются в содеянном и стараются, по возможности, исправить ситуацию. При этом руководитель медорганизации всячески способствует этому, а, в случае невозможности решить вопрос с медицинской точки зрения, пробует договориться с пациентом о возмещении убытков на разумных началах.
Стоит ли помогать такой медорганизации? А в случае неурегулирования спора в досудебном порядке – защищать ее в суде? Я думаю, стоит.
Однако есть и такие врачи, которые сознательно игнорируют риски, не учитывают индивидуальные, заранее обозначенные пациентом особенности организма, не информируют о возможных неблагоприятных последствиях медицинского вмешательства и в итоге причиняют вред здоровью пациента. Такое поведение врача является по меньшей мере рискованным, а зачастую безрассудным и халатным.
Печальнее всего, когда при этом руководитель медорганизации начинает хамить пациенту, надсмехаться над ним и говорить: «Ну что стоит Ваше слово против нашего?»
Должны ли медорганизация и врач понести ответственность в таком случае? Я думаю, должны.
Однако и пациенты тоже могут вести себя по-разному.
Есть те, которым действительно медицинская услуга была оказана некачественно и/или причинен вред здоровью. Они хотят получить возможность восстановить свое здоровье, вернуть напрасно потраченные деньги и обрести законную компенсацию за перенесенные страдания. На что имеют право.
А есть пациенты, которые смекнули, что в спорах с медорганизацией можно неплохо подзаработать. Они начинают злоупотреблять своими правами, а также знаниями об обязанностях врача и медицинской организации. Используют букву закона не для восстановления справедливости и своего здоровья, а для наживы. Таких недобросовестных пациентов («потребительских экстремистов»), к сожалению, становится все больше и больше.
Не всегда легко сразу же распознать истинные намерения пациента. Однако, если у меня возникают сомнения в добросовестности поведения пациента, я старюсь не брать его под свою защиту.
При обращении ко мне я анализирую каждую конкретную ситуацию и принимаю решение о защите клиента, руководствуясь своим внутренним убеждением, и вне зависимости от того, пациент это или медорганизация.